0 шт.
0.00 руб.
Корзина
Меню сайта
Содержание:
Стальные канаты представляют собой сложные и ответственные инженерные изделия. Они производятся из высококачественной канатной проволоки.
Различаются по диаметру, форме поперечного сечения, материалу сердечника и другим физико-механическим и эксплуатационным свойствам.
Канаты изготавливаются путем свивки отдельных металлических проволок различных диаметров.
Внутри каната располагается сердечник, служащий опорой и амортизатором для внешних слоев. Это важнейший элемент, увеличивающий прочность, гибкость, износостойкость, снижающий деформации и продлевающий срок эксплуатации.
Сердечники бывают металлическими или органическими.
Внешние пряди принимают на себя основные нагрузки, обеспечивая механическую прочность и малую изгибную жесткость.
Канаты изготавливаются из прядей одинарной, двойной и тройной свивки. Форма сечения прядей может быть круглой или фасонной.
Навивка бывает параллельной и крестовой. При параллельной навивке проволоки располагаются в том же направлении, что и пряди. При крестовой — в противоположных.
Канаты с параллельной навивкой прядей стойки к усталостным напряжениям и абразивному воздействию, а с крестовой — к деформациям при механических нагрузках.
Конструктивная схема изделия.
Стальные канаты используются в различных областях благодаря высокой несущей способности, долговечности, износостойкости, механической прочности.
По назначению они подразделяются на грузолюдские — для перемещения грузов и людей, и грузовые — для транспортировки и подъема только грузов.
Изделия относятся к важнейшим элементам грузоподъемных машин, оборудования и механизмов:
Металлические тросы используются при устройстве растяжек, траловых и буксировочных приспособлений, при прокладке высоковольтных линий, в качестве несущих элементов строительных конструкций.
Изделия применяют в горнодобывающих отраслях, угольной промышленности, газо- и нефтедобыче, сельском хозяйстве, машиностроении.
Если канат используется в качестве стропа, он оснащается дополнительными элементами. На его конце, в петле троса, устанавливается круглая или овальная каплевидная металлическая петля – коуш, защищающая изделие от излома. Для фиксации петли используются тросовые зажимы.
В каждом конкретном случае используются стальные канаты, оптимизированные под определенные цели.
Производство металлических канатов регламентируется государственными стандартами.
Канаты, произведенные по разным стандартам, имеют различные технические характеристики и назначение, например:
ГОСТ 3241-80 «Канаты стальные. Технические условия» регламентирует требования к конструктивным и физико-механическим качествам, методам испытаний металлических канатов.
Основные параметры металлических тросов указываются в сопроводительной документации и ГОСТах на конкретные изделия.
Показатель зависит от допустимых нагрузок и расчетных усилий на разрыв и определяется в ньютонах.
Допустимая нагрузка, которой может подвергаться канат, должна быть в 2-9 раз меньше его грузоподъемности.
Таблица 1. Допустимые показатели нагрузок и разрывных усилий для тросов различной толщины.
Диаметры троса |
Допустимые нагрузки, кН |
Разрывные усилия, кН |
2 мм |
0,48 |
2,35 |
3 мм |
1,06 |
5,29 |
4 мм |
1,88 |
9,41 |
5 мм |
2,94 |
14,7 |
6 мм |
4,24 |
21,2 |
8 мм |
7,52 |
37,6 |
10 мм |
17,6 |
58,8 |
Канаты поставляются длиной 50, 100, 200, 300… до 1000 метров. По требованию заказчика длина может быть произвольной.
Для каждого типа изделий в ГОСТ имеется таблица весов, по которой легко определить расчетную массу каната.
На ярлыке товара обычно указывается чистый вес (нетто) и масса изделия с тарой и упаковкой (брутто).
Вес стальных канатов зависит от материалов, конструкции, сечения и других параметров.
Изделия одинакового диаметра с металлическим сердечником тяжелее тросов с органическим сердечником на 10-15%.
Согласно российским стандартам, канаты выпускаются следующих диаметров:
ГОСТ 2688-80 – от 3,6 до 56,0 мм;
ГОСТ 7669-80 – от 5,9 до 72,0 мм;
ГОСТ 3090-73 – от 30,5 до 35,5 мм;
ГОСТ 3077-80 – от 4,6 до 46,0 мм;
ГОСТ 7668-80 – от 6,3 до 72,0 мм.
Для замера номинального диаметра троса используют штангенциркуль с длиной губок, превышающей ¾ диаметра троса. Измерения выполняются в двух местах, на расстоянии не менее одного метра друг от друга. Диаметр замеряется два раза во взаимно перпендикулярных направлениях. Измерения производятся по максимальному расстоянию между точками.
Правильным диаметром каната считается параметр окружности, включающей все пряди изделия.
Измерение диаметра каната.
Превышение максимально допустимых нагрузок на канате может привести к преждевременному разрушению каната.
В процессе эксплуатации стального троса или строп следует контролировать их натяжение, чтобы не превысить допустимую нагрузку.
Показатель, учитывающий минимальное усилие на разрыв, — основной параметр каната, обеспечивающий безопасность его эксплуатации.
Максимальная нагрузка на канат должна быть меньше разрывной в несколько раз.
Коэффициент прочностного запаса должен составлять не менее:
Значения запаса прочности указываются в инструкциях по эксплуатации оборудования, паспортах и других регламентирующих документах.
При выборе грузоподъемности каната следует коэффициент запаса умножить на расчетную нагрузку груза.
Фактическая разрывная прочность может отличаться от номинальной прочности, обозначенной производителем.
Канаты подвергаются агрессивным влияниям: воздействию ультрафиолета, влажности, пыли, песка, перепадам температур, снижающим фактическую прочность.
При запуске в эксплуатацию новые канаты способны удлиняться. Это связано с упругой деформацией металла. Кроме того, при первом натяжении пряди и проволоки вытягиваются, оптимально располагаясь вокруг сердечника и относительно друг друга.
Удлинение может составлять до одного процента общей длины изделия.
Чтобы предотвратить растяжение, канаты могут быть вытянуты на заводе по требованию заказчика.
Чтобы легче ориентироваться в массе модификаций, канаты классифицируются по различным признакам, в зависимости от характеристик.
Различают модели:
Разновидности канатов.
Внутренние сердечники бывают двух видов:
От материала сердечника зависит прочность, долговечность и надежность тросов.
Канат с органическим сердечником.
Свивка прядей может выполняться разными способами:
Пряди с линейным касанием производятся в течение одной технологической операции. Все слои проволоки наматываются в одном направлении с одинаковым шагом свивки.
Преимущества канатов с линейным касанием прядей заключается в высоком ресурсе и пониженном износе.
Сложность изготовления прядей с точечным касанием — в необходимости навивки каждого слоя пряди в противоположном направлении предыдущему. В результате такой навивки проволоки между собой перекрещиваются.
Навивка канатов может быть:
Направление свивки бывает левым или правым. Тросы левой свивки маркируются буквой «Л». Правой — не маркируются.
Тросы бывают раскручивающимися и нераскручивающимися.
Нераскручивающиеся канаты более долговечны благодаря меньшему стремлению к кручению, образованию петель и узлов.
Канаты повышенной точности имеют более строгие требования к предельным отклонениям по диаметру изделия.
Бывают круглыми и фасонными.
Фасонные делятся на трехграннопрядные и плоскопрядные. Их преимущество в более плотном прилегании к шкиву.
Канаты производятся с различной степенью уравновешенности:
Устойчивые к вращению канаты изготавливаются с противоспиральной свивкой, уменьшающей крутящий момент.
Для изготовления канатов используется высокопрочная канатная проволока диаметром от 0,4 до 8 мм. Промышленное производство осуществляется на автоматизированных станках:
При производстве выполняется смазка всех элементов изделия для увеличения эластичности и повышения срока службы канатов.
Готовые канаты наматываются на деревянные, металлические или специальные возвратные барабаны.
При этом шейка барабана составляет не менее 15 диаметров каната. Борта укомплектованной катушки должны выступать за пределы намотки не менее чем на 50 мм.
Наружные концы каната обвязываются проволокой, органическим сердечником, лентой и закрепляются на внутренней грани щеки барабана.
Допускается намотка на один барабан нескольких отрезков троса одного типоразмера.
Укомплектованные катушки обшивают досками, оборачивают пленкой или водонепроницаемой бумагой.
В некоторых случаях материал поставляется потребителю в бухтах:
Смотанный в бухты канат крепко перевязывается проволокой, прядью каната или лентой минимум в четырех равномерно расположенных местах.
Упакованные канаты в барабанах или бухтах могут перевозиться любыми видами автомобильного, железнодорожного или водного транспорта.
Хранят тросы под крышей или водонепроницаемым покрытием, вдалеке от источников тепла. При хранении ось катушки должна располагаться параллельно полу.
Следует избегать попадания на изделия воды, коррозийно-активных веществ и паров.
Изделия при поступлении на склад проходят входной контроль. Оголенные при транспортировке участки обрабатываются канатной смазкой.
В случае длительного хранения канаты должны не реже чем через каждые шесть месяцев осматриваться и обрабатываться по наружному слою антикоррозийной смазкой.
Тросы можно отрезать при помощи электросварки или дисковой пилы с обязательной проваркой торцов.
Выведенные из эксплуатации канаты, которые можно использовать, должны быть очищены, смазаны и намотаны на барабан.
Готовые канаты маркируются путем закрепления на каждую партию бирки.
Маркировка содержит всю информацию об изделии:
Пример расшифровки маркировки стального каната.
В условных обозначениях зашифрованы все технические характеристики:
Популярные изделия маркировочной группы — от 140 до 180 кгс/кв.мм.
Маркировка может содержать информацию о стремлении к кручению: МК— малокрутящиеся канаты.
Каждый тип металлических канатов имеет свои эксплуатационные особенности, которые учитывают при выборе.
Например:
Тросы тройной свивки следует использовать при повышенных требованиях к гибкости и упругости.
При выборе канатов следует учитывать запас прочности, необходимый для обеспечения безопасной и безаварийной работы.
При использовании канатов требуется их ежемесячный осмотр для выявления дефектов.
Проверку выполняют ответственные инженерно-технические работники.
Выбраковка проводится при наличии следующих дефектов:
Обязательной выбраковке также подлежат изделия, подвергшиеся деформациям от действия электрического разряда или повышенных температур.
Причиной образования дефектов могут стать нарушения условий хранения, высокая влажность или агрессивные условия эксплуатации. Часто грузонапряженные канаты выходят из строя из-за превышения допустимых нагрузок или усталости металла.
Примеры выбраковки стальных канатов.
При выборе каната учитывают требования к оснастке в паспортах или инструкциях к конкретному оборудованию.
К основным критериям относятся:
Для максимально длительного использования выбирают канаты, изготовленные из канатной коррозионностойкой проволоки.
При замене изношенного или поврежденного каната выбирается изделие такой же марки, с соответствующими параметрами и характеристиками.
Вопрос:
Как продлить срок службы стального каната?
Ответ:
Долговечность канатов зависит от грамотного монтажа, правильного ухода и эксплуатации. Продлить ее может:
Наносимые составы и смазки должны быть легкими и проникаемыми, чтобы достичь каждой прожилки и сердечника каната.
Продлить срок службы троса можно путем обрезки концов каната для смещения точки износа.
Если нет возможности обрезать изношенную часть, временной мерой может стать переворачивание каната, чтобы переместить поврежденную часть в зону с наименее разрушающими условиями.